субота, 28 листопада 2015 р.

Ну вот, таки я вас снова приветствую. Извиняюсь за долгий перерыв в публиковании серьёзных статей ...

  Ну вот, таки я вас снова приветствую. Извиняюсь за долгий перерыв в публиковании серьёзных статей ...

  Ну вот, таки я вас снова приветствую. Извиняюсь за долгий перерыв в публиковании серьёзных статей - занят был, да и хотел узнать ваше мнение насчёт возможного создания мной на просторах G+ техносообщества. Идея оказалась шнягой, как я и подозревал, но нужно же было проверить. Хотяя... Когда Гугл таки окончательно отрубит свой старый интерфейс и перейдёт на новый идея имеет все шансы стать актуальной. Ладно, это всё лирика, как говаривала лошадь Пржевальского - пожуём посмотрим.))) Перейдём непосредственно к герою моей сегодняшней статьи - встречайте, его зовут Су-25 и по "должности"он штурмовик. Впрочем у него не одно имя - Су-25 называли ещё и "Грач" и, школота сейчас мерзко захихикает, "Гребешок" - из-за туевой хучи подкрыльевых подвесок на которых могло крепиться множество разного вооружения, в зависимости от выполняемой задачи. При полном заполнении этих подвесок взгляду сверху или снизу представлялся "частокол" ракет, бомб или НУРС выходящий за пределы передней кромки крыла - действительно похоже на гребень ( см. фото ). Ну повеселились и будя - к делу !
   1968 год, Вьетнамская война - амеры вот уже три года бомбят джунгли не жалея напалма. В процессе бомбёжек выясняется один малоприятный для американских вояк факт - да, конечно, фронтовой бомбардировщик F-111 могущий летать возле земли со сверхзвуковой скоростью это прекрасно, могуче и волшебно, но... Его возможности избыточны для партизанской войны, да и вообще создавался он отнюдь не для локальных конфликтов, а для полномасштабной мировой бойни. По всем прикидкам наиболее подходящим типом боевого самолёта для успешного ведения вооружённых конфликтов такого типа являлся основательно подзабытый к тому времени штурмовик. Тихоходный, низколетающий, зато имеющий мощное бронирование и вооружение, штурмовик как нельзя лучше подходил для уничтожения малозаметных наземных целей.
  А отказались от "летающих танков" сразу после войны, в связи с переходом на высокоскоростные турбореактивные двигатели. Казалось, что высокая скорость это наилучшая "броня", да тут ещё и появление ракет, достаточно компактных для вооружения ими самолётов. Атака реактивной боевой машины виделась этаким "ударом молнии" - появился, всё разметал и исчез. В связи с таким видением применения боевой авиации тихоходный "летающий танк" конечно в неё не вписывался и штурмовик благополучно "списали". Но через 20 лет о нём пришлось вспомнить. Американцы стали лихорадочно поднимать архивы и изучать техническую документацию по штурмовикам времён второй мировой с целью постройки нового штурмовика - уже реактивного. А пока суть да дело амерам пришлось в срочном порядке расконсервировать и поставить в строй поршневой штурмовик Douglas A-1 Skyraider совершивший свой первый полёт ажно в 1945 году. Эта решение оказалось чертовски верным - старичок "Скайрейдер" показал себя с самой лучшей стороны во время войны во Вьетнаме.
http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Douglas_A-1_Skyraider  
 В СССР пристально следили за развитием событий во Вьетнаме - разведанные о военных новинках применённых США в технике, тактики и стратегии приходили регулярно и такой факт как начало применения штатами такой основательно забытой штуки как штурмовая авиация конечно не остался незамеченным. А ещё, что немаловажно, не ускользнул от внимания советских спецслужб факт начала создания нового реактивного штурмовика в самих США. Вот проанализировав два этих события и в СССР поняли, что от штурмовиков отказались в своё время зря.
 Первым кто это осознал в Союзе был П.О.Сухой. В том-же 68-ом он тайно начинает проектирование  реактивного штурмовика под индексом Т-8. В 1969-ом Сухой "расшифровывается" и докладывает новому министру обороны А.Гречко о своей работе. Гречко инициативу поддержал и работа пошла уже официально. Но не всё было так гладко. Требования военных к новому штурмовику постоянно менялись - в частности "лампасникам" всё же хотелось чтобы штурмовик мог летать и со сверхзвуковой скоростью. Сухой пытался убедить их в том, что такая скорость для чистокровного штурмовика не только не нужна но и вредна, т.к. основная его функция это огневая поддержка сухопутных сил - не зря его называют "летающий танк", а пехота, понятное дело, не способна передвигаться со сверхзвуковой скоростью. Исходя из этих соображений упор следовало делать на бронезащиту, количество и разнообразие вооружения неприхотливость и надёжность конструкции и силовой установки. При таких условиях сложные и очень дорогие приборы помогающие засечь цель на высокой скорости были НЕ НУЖНЫ, они бы только подняли цену машины и были бы мёртвым грузом - хватало визуального наблюдения лётчика. А максимальная скорость при которой человеческий глаз успевает засечь цель не превышает 600 км/ч. Военные скептически хмыкали, крутили головами и вообщем отнеслись с прохладцей к Суховской затее, а потом и вообще забили на неё. Однако Павел Осипович не сдался ( не тот типаж ) и продолжил работы по Т-8.
  И вот, в 1975 году, прототип Т-8 поднимается в воздух. Машина была построена с учётом максимальной надёжности, а значит конструкцию максимально упростили. Например кабина лётчика даже не была герметизирована, ибо штурмовику как самолёту поддержки пехоты непосредственно над полем боя на большие высоты забираться ни к чему. Дальность тоже была небольшой - опять таки самолёту поля боя нет нужды пробираться на 100500 км на территорию противника. Зато имелось аж 10 узлов подвески разнообразного вооружения - от бомб различного калибра до НУРС и ракет. Отдельного разговора заслуживает бронезащита кабины и топливных баков. При их изготовлении провели целый рад испытательных стрельб - броневой короб кабины и броневая защита топливных баков выдерживали попадание 23 мм. снаряда.
 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1f/Su25-bron.svg/langru-1050px-Su25-bron.svg.png 
  Далее двигатель, это был Р-95Ш, производства Уфимского моторостроительного производственного объединения, тягой 4,1 тонны. Его тоже подвергали "экспериментальному" обстрелу из ПЗРК. Выяснилось, что даже при прямом попадании движок не разрушался полностью, не взрывался и даже не загорался.
  Короче говоря штурмовик вышел у Сухого отличный - простой, дешёвый и очень надёжный, но... Главком ВВС не проявил к нему интереса и Т-8 на вооружение принят не был. Зато к нему проявили сильный интерес "братья по соцлагерю" Румыны и Поляки. В 1976 году представитель Польши обратился непосредственно к Л.И. Брежневу с просьбой передать производство Т-8 Польской Народной Республике. "Бровеносец" очень удивился - дескать "что это за самолёт, почему не знаю ?!" И только тогда военные были вынуждены признаться и одобрить принятие на вооружение Суховского штурмовика.
 В 1979 году с завода выкатили первый серийный самолёт, уже под именем Су-25. В 1980 Су-25 прошёл боевое крещение в Афганистане и прошёл его "на ура" ! Не зря ОКБ Сухого проводило эксперименты по испытанию бронезащиты - в кабине не погиб не один лётчик, двигатели не взрывались, а топливные баки ни разу даже не задымили - хотя прямых попаданий, что кабина, что баки, что движок выдержали не мало. Бывало Су-25 возвращались с пробитыми баками, на одном движке, со здоровенными пробоинами в крыльях - но всё равно возвращались. К тому же Су-25 аццки ремонтопригоден - может быть отремонтирован ( и ремонтировался ) во чистом поле с помощью кувалды и такой-то матери и снова лететь на задание. Почитайте об опыте использования Су-25 в Афгане эту статью от очевидца событий. Она хоть и не особо короткая но интересная и познавательная:
http://noutati.md/military/389-shturmovik-su-25-v-afganistane.html
 Также в Афганистане выяснилось, что в условиях гористой местности тяги двух Р-95Ш не хватает и с 1981 года их заменили два Р-195 тягой 4,3 тонны - разработанных и изготовленных на том же Уфимском моторостроительном объединении. Р-195 не только выдерживает прямое попадание ракеты "Стингера" но и сохраняет работоспособность после этого (!!!), кроме того этот движок имеет малое тепловое излучение, а значит менее уязвим для ракет с инфракрасной системой самонаведения. Р-195 долгое время был секретным и когда в 1989 году Су-25 свозили на авиасалон в Ле Бурже то движки заменили на те которые стояли раньше, т.е. на Р-95Ш. Так-то !
ЛТХ/ТТХ штурмовика Су-25:
Скорость - макс. 950 км/ч
                   - крейсерская 750 км/ч.
Дальность - практическая 650 км.
                      - перегоночная 1950 км.
Практический потолок - 7 км.
Максимальная высота боевого применения - 5 км.
Максимальная боевая нагрузка - 4,4 тонны.
Взлётная масса - макс. 17600 кг.
                               - норм. 14600 кг.
Экипаж - 1 человек.
Вооружение:
Бортовое - одна встроенная двуствольная авиапушка ГШ-30-2 калибром 30 мм + 250 снарядов к ней.
На 10 узлах подвески:
Управляемые ракеты:  
ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
ракеты «воздух-поверхность»: 4 × Х-25МЛ или Х-25МЛП или С-25Л или 2 × Х-29Л
Неуправляемые ракеты:  
256 (8 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
8 или 32 × 100 кг или
8 × контейнеров КМГУ-2
http://kollektsiya.ru/samoleti/121-su-25-grach-bronirovannyj-dozvukovoj-shturmovik.html

Немає коментарів:

Дописати коментар