неділя, 18 жовтня 2015 р.

ЗАЩИЩАЙСЯ! Как поставить на место любого манипулятора Знаменитый социальный философ Роберт Чалдини...

ЗАЩИЩАЙСЯ! Как поставить на место любого манипулятора


Знаменитый социальный философ Роберт Чалдини...

ЗАЩИЩАЙСЯ! Как поставить на место любого манипулятора


Знаменитый социальный философ Роберт Чалдини в книге «Психология влияния» назвал техникиманипуляций, которые и сегодня часто используют в агрессивных продажах. Как реагировать, чтобы не испытывать дискомфорта и не купить ненужный товар или навязанную услугу просто «из вежливости»? Изучите простые формулы ответа, научитесь говорить «нет» и ставить таких манипуляторов на место.

Проверьте себя:читайте описание манипуляции, не заглядывая в раздел «Защита». Попробуйте сами догадаться, как защищаться в каждой ситуации. А потом сверьтесь с ответом в тексте.

Взаимный обмен
Когда нам что-то дарят, мы чувствуем себя обязанными дать что-то взамен. Например, сразу же, не задумываясь, совершить покупку у дружелюбного продавца. Задача дарящего — создать у вас ощущение, что вы, как честный человек, должны ответить услугой на услугу.

Уловка:вам будут оказывать услугу, которая, как кажется, не предусмотрена в этой фирме. «Оторвали от сердца», как говорят.

— Сухель, там же дождь. Вот вам зонтик. Вернете в следующий раз, ничего страшного. Когда вас ждать? Может, сразу оформим, еще и с доставкой?

— (в магазине мебели) Вам понравился наш кофе? Мне тоже, я только его пью у нас на кухне. Давайте я вам отсыплю немного, сможете дома попить.

В следующий раз вы чувствуете, что обязаны. И покупаете.

Теперь подумайте, как бы вы защитились.

Защита

Действенность этой манипуляции в том, что мы сами для себя решаем, что мы обязаны. И так как это наш собственный вывод, мы его отстаиваем.

Защита — в распознавании уловки и смене собственного восприятия. Вы обязаны только тогда, когда вам подарили что-то искренне, от чистого сердца. Если же это хитрая торговая стратегия — вы ничего никому не должны. И совесть вас не грызёт, и подарок получили.

— Инна, спасибо, вы очень добры. Жаль, что такие хорошие продавцы, как вы, должны продавать такую некачественную и дорогую мебель.

Взаимная уступка
Это один из вариантов взаимного обмена. Вам предлагают сделать что-то сильно вам не подходящее. Вы отказываете. Тогда оппонент идет на уступку. Вы не хотите обидеть человека и соглашаетесь.

— Милый, давай купим мне вот эту шубу за 250000.
— Нет, это дорого и сейчас не нужно.
— Ой, она мне так нравится. Жаль будет, она мне так идет. Эх, я так давно о такой мечтала… Ну, нет так нет. Тогда давай хотя бы вот эту жилетку.
— Ну хорошо, заверните.

Это работает, потому что мы склонны чувствовать себя неудобно, когда человек делает нам уступку — отказывается от своих позиций ради нас. И мы восстанавливаем справедливость, идя на взаимную уступку.

Защитата же, что и при взаимном обмене. Выявить манипуляцию и понять, что мы ничего не должны.

Обязательство и последовательность
Мы стремимся быть последовательными и хорошо выглядеть в глазах окружающих. На этот крючок нас и ловят.

— Иван Семенович, короткий соцопрос. Три вопроса буквально. Уделите мне минуту?
— Давайте (Взяли на себя небольшое обязательство)
— Так, пол мужской, возраст… до пятидесяти лет?
— Да, до пятидесяти.
— Спасибо. Как бы вы оценили свой уровень заработка: низкий, средний, выше среднего, высокий?
— Выше среднего. (Теперь мы будем вести себя, будто у нас есть лишние деньги)
— Это замечательно. А как вы относитесь к помощи детям? Хорошо или плохо?
— Хм… Хорошо отношусь.
— Знаете ли вы, что многие бизнесмены в вашей отрасли берут шефство над детскими домами и помогают детям? (Капкан захлопнулся) Я представляю фонд помощи детям…

Защита

Когда мы понимаем, что нас обвели вокруг пальца, сперва кажется, будто у нас два варианта:

Первый — отказаться от всего ранее сказанного и показать, какие мы непоследовательные и нечестные. Мы этого не хотим.

Второй — согласиться на условия оппонента и достойно выйти из неприятной ситуации. Это ровно то, чего хочет оппонент.

Но есть еще и третий вариант — вскрыть манипуляцию:

— Анечка, видите ли, ваш соцопрос ведь никакой не соцопрос. Вы с помощью вопросов делаете так, чтобы мне было неудобно вам отказать. Мы оба это понимаем. Вы бы хотели, чтобы кто-то вами так же манипулировал?

Социальное доказательство
Нам чрезвычайно трудно идти поперек общества. И наоборот, когда мы точно не знаем, что делать, мы оглядываемся на окружающих и искренне принимаем их поведение как правильное.

Это неудобная правда, и ей с удовольствием пользуются продавцы.

— Эту модель хорошо берут. Нет, жалоб не было. Да, вчера сто штук продали.
— Вчера ко мне мужчина приходил, тоже выбрал этот пылесос. Сегодня звонил, просил отложить для друга еще один. Это не для вас, случайно?
— В Америке такой есть в каждом третьем доме.

Защита

Если чувствуете, что вам «впаривают» что-то на основе социального доказательства, подвергайте доказательство сомнению:

— И сколько же ее берут в день?

— А для чего мужчина покупал? И как, друг приехал сегодня?

— А откуда у вас такие данные по Америке? Я читал, что это компания пятнадцатая в США в своей категории. (Неважно, что это неправда. Пусть продавец оправдывается)

И теперь смотрите, как социальное доказательство рассыпается на глазах.

Продолжение: http://www.rabota-vologda.ru/info/arts/1710/

Немає коментарів:

Дописати коментар