Расследования
Помещик всея Руси
Лучший друг российских сельхозпроизводителей, министр сельского хозяйства Александр Ткачев – крупным планом
Распечатать
Поделиться в социальной сети
Опубликовать у себя
Александр Ткачев принимает парад, посвященный 23-й годовщине реабилитации репрессированных народов Северного Кавказа и казачества. 26 апреля 2014 г.
Александр Ткачев принимает парад, посвященный 23-й годовщине реабилитации репрессированных народов Северного Кавказа и казачества. 26 апреля 2014 г.
Другие статьи на эту тему
Дежавю. Новое раскулачивание
Ушел в поля
Брошен на село...
Суверенный гастроном
Владимир Воронов
Опубликовано 25.10.2015 16:59
Министр сельского хозяйства Александр Ткачев – один из главных поборников сохранения санкций против западных продуктов и инициатор их уничтожения. "Уничтожая нелегальный груз, – утверждает министр, – мы поддерживаем нашего производителя".
Сложно сказать, в чем именно выражается эта "поддержка", поскольку именно возглавляемый Ткачевым Минсельхоз сейчас активно лоббирует идею резкого ограничения поголовья скота в личных хозяйствах. Формальный предлог – необходимость "наведения порядка в учете и обеспечении ветеринарной безопасности". По версии Ткачева, хозяйства, в котором не более 20 коров, это "нормальная небольшая ферма". А вот "когда в личном хозяйстве тысяча баранов в степи бегают или больше ста коров пасется" – это очень плохо, поскольку при этом якобы "нет никакого ветеринарного учета". Правда, наладить такой учет министерство не в состоянии или, точнее, вообще таким желанием не горит, предпочитая меры исключительно запретительно-ликвидационные: незачем, мол, каким-то мелким фермерам владеть тысячами баранов или сотней. Кто от этого проиграет, очевидно: тысячи фермеров, а вместе с ними – миллионы россиян-потребителей. Кто выиграет? Тоже не бином Ньютона: в выигрыше окажутся хозяева агроимперий, монополисты, устанавливающие цены на продукты и взвинчивающие их до потолка.
Также Ткачев заявил, что его министерство собирается в скором времени внести на обсуждение новый земельный закон, по сути, конфискационный, грозящий обернуться очередным земельным переделом, который лишит земли, опять-таки, массу мелких собственников. "По нашим оценкам, – откровенничал российский министр, – есть порядка 10 миллионов гектаров, которые потенциально могут быть вовлечены в сельхозоборот". По его словам, "речь идет о земле, которая в частной собственности и не используется". То есть как бы бесхозная? Только вот решать, насколько эта земля (находящаяся в частной собственности!) используется или не используется, будут чиновники: "Затем эту землю выставят на аукцион, – сообщает Ткачев, – и продадут добросовестному пользователю. Многие люди мечтают получить землю. Особенно там, где она плодородная, – центральная полоса, юг России…"
В переводе на человеческий язык это означает, что землю изымут в пользу тех же агромонополий – иных "добросовестных пользователей" к этому лакомому куску и близко не подпустят.
Самого министра весьма трудно назвать лицом, не заинтересованным во всем этом лично: семейный клан Александра Ткачева нередко называют владельцами самой крупной агроимперии России.
Из теплотехников в латифундисты
Путь Ткачева к мягким креслам местной, а затем федеральной власти абсолютно типичен для современной России: партбилет КПСС – комсомольский аппаратчик – советский директор – приватизация – постсоветский бизнес – депутатство… Александр Ткачев родился 23 декабря 1960 года в кубанской станице Выселки в семье аппаратчика районного масштаба. В 1978 году Ткачев поступил в Краснодарский
Ткачев зашел ко мне и попросился на место отца, которому пора было выходить на пенсию. Я не возражал
Алексей Климов
политехнический институт и окончил его в 1983 году, получив специальность инженера-механика. По окончании института стал работать теплотехником на Выселковском межхозяйственном комбикормовом заводе, где директорствовал его папа. Под отцовским началом рядовой теплотехник быстро стал главным механиком завода, а затем первым секретарем райкома комсомола. Комсомольский корабль уже тонул, однако начинающий номенклатурщик успел вовремя соскочить с этого "Титаника". Как только пошел обвал советской системы, вспоминал бывший первый секретарь райкома КПСС Алексей Климов, "Ткачев зашел ко мне и попросился на место отца, которому пора было выходить на пенсию. Я не возражал: провели бюро, исполком, межхозяйственный совет, назначили его директором, а отца перевели к нему заместителем". Несколько позже Ткачев обратился к секретарю райкома с очередной просьбой: присоединить к заводу одно из мощнейших межхозяйственных объединений края – "Мясопром", комплекс по откорму бычков, рассчитанный на вскармливание до 14 тысяч голов и в качестве своей кормовой базы имевший свыше пяти тысяч гектаров пашни. Как было не уважить столь авторитетного товарища: районный партбосс лично провел собрание в коллективе, отстранил прежнего руководителя и назначил нового, который вскоре изъявил "добровольное" желание слиться в трудовом порыве с комбикормовым заводом Ткачевых. Так возникла жемчужина будущей империи Ткачевых – предприятие "Агрокомплекс". К нему позже присоединили еще один межхоз – межколхозсовхозсад с 1300 гектарами фруктовых насаждений, на базе которого уже тогда работал консервный цех. Все это было еще при советской власти, хотя уже на ее закате. Так три "шикарных, современных, действующих, приносящих прибыль предприятия, оснащенных лучшим по тем временам оборудованием – в межколхозсовхозсаде были холодильные установки, в том числе из Венгрии, на 7 тысяч тонн, – и составили "Агрокомплекс", который, если верить нынешней краевой пропаганде, построил Александр Николаевич Ткачев", – сокрушался уже цитированный нами бывший первый секретарь райкома КПСС.
Стоит ли спрашивать, кто именно и как после краха социализма "вдруг" оказался хозяином этого агромонстра? Была собственность социалистическая, общенародная и государственная, а стала семейной латифундией. Кстати, согласно одному из указов президента Бориса Ельцина начала 1990-х годов, колхозные земли должны были получить вовсе не директора межхозов или председатели колхозов и прочие номенклатурщики, а селяне. Но им-то земля как раз и не досталась.
"Агрокомплекс" создавался не для Ткачева, – через много лет "после драки" восклицал все тот же Климов, – а для хозяйств района, чтобы они имели возможность перерабатывать свою продукцию, а не отдавать ее
По головам – это бы ладно; хорошо, если не по трупам
Алексей Климов
кому-то. Разве тогда кто-нибудь мог представить, что предприятие, созданное несколькими поколениями тружеников района, окажется в руках одного человека – благодаря той грандиозной афере, которую назвали "прихватизацией"? Кто мог представить, что "Агрокомплекс", созданный десятью хозяйствами, проглотит своих учредителей? Получается, яйцо съело курицу…"
Затем "Агрокомплекс" за считаные годы, шаг за шагом, по одной и той же отработанной схеме "съел" практически все агропредприятия в округе: они в одночасье вдруг становились банкротами и поглощались, а для их руководителей – для тех, конечно, кто не "рыпался" и не "возникал" – находились теплые местечки в системе "Агрокомплекса". На вопрос журналиста, не шел ли Ткачев "по головам", Климов не без горечи заметил: "По головам – это бы ладно; хорошо, если не по трупам…". "Хозяйства подминали, используя административный ресурс, предъявляя претензии руководителям за какие-то ошибки. А найти же, к чему придраться, в хозяйстве можно всегда: там тракторист погиб, там склад сгорел и так далее", – рассказывал Климов в интервью журналу "Огонек". Подобные откровения, равно как и активные выступления Климова против экспансии клана Ткачевых, явно вызывали неудовольствие заинтересованных лиц: в 2001 году против Климова, который был тогда председателем колхоза, возбудили сразу семь уголовных дел! В дом его родителей бросили гранату Ф-1: ударившись о наличник, она отлетела в палисадник и взорвалась. Покушались и на него самого. Уцелел, даже от уголовных дел отбился, но спасти свой колхоз от поглощения ткачевским агромонстром не сумел…
"Фирма "Агрокомплекс", – сообщает официальный сайт АО, – была создана в 1993 году путем объединения комбикормового завода и комплекса по откорму крупного рогатого скота. За 20 лет пройден огромный путь становления и развития. Из небольшого предприятия фирма превратилась в крупнейший агрохолдинг страны. …Сегодня в состав фирмы "Агрокомплекс" входят более 40 предприятий различного профиля: растениеводства, рисоводства, мясного и молочного скотоводства, свиноводства, птицеводства, перерабатывающей промышленности и торговой деятельности. Масштаб предприятия – 16 тысяч работников и 200 тысяч гектаров пашни". "В 90-е мы заложили фундамент, и всего за два десятилетия коллектив создал мощный агрохолдинг: больше 60 компаний, более 22 тысяч сотрудников, 500 торговых точек!" – говорится уже в другом разделе того же ресурса.
По данным Forbes, "Агрокомплекс" сейчас крупнейший землевладелец в Европе: в его собственности ныне почти 500 тысяч гектаров.
Методы "созидания" были вполне "имперские": как не раз сообщал ряд региональных и центральных изданий, "Агрокомплекс" замечен в серии "недружественных поглощений", особенно с использованием административного ресурса. Еще в 1990-х годах, цитирую один из источников, "при содействии администрации Выселковского района и РОВД, Ткачев А.Н. начал скупать земельные паи акционеров ЗАО "Агрокомплекс". В результате все пахотные земли (десятки тысяч га) перешли в личную собственность семьи Ткачевых".
К слову, вся эта деятельность по созиданию семейной латифундии вовсе не мешала новоявленному помещику позиционировать себя до 2003 года в качестве правоверного коммуниста! А как еще ему было делать карьеру при коммунисте-губернаторе Краснодарского края Николае Кондратенко? Коммунист-капиталист Ткачев обрел сначала мандат депутата краевого Законодательного собрания, затем дважды был депутатом Госдумы, а в 2000 году Кондратенко сделал "ход Ельцина", назначив Ткачева своим преемником.
Когда Ткачев воцарился в Краснодаре, административный ресурс заработал на всю катушку. Вот выдержки из аналитической записки о положении в Краснодарском крае, опубликованной еще в сентябре 2004 года изданием "Правда-info": "Используя административно-силовой ресурс, осуществляет мероприятия (методом шантажа, угроз физической расправы) смены неугодных А.Н. Ткачеву глав администраций местного самоуправления, особенно перспективных богатых районов края, а также захват через процедуру банкротства наиболее прибыльных предприятий края, вывоз за границу их активов… Предприятия, хозяйства, банки, которые структурами А. Ткачева и 1-го заместителя А.А. Ремезкова берутся под личный контроль, активно используются ими для личного обогащения, а также для неконтролируемого перелива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки..."
Одна из таких спецопераций – отъем у компании "Русский сахар" сахарного завода "Кристалл" в 2005 году – подробно описана на интернет-портале Южного региона "ЮГА.ру". Сначала на завод, расположенный в станице Выселки, повадились проверяющие: санэпидемстанция, природоохрана, пожарные. За ними пришли налоговики и прокуроры, потом прокуратура района возбудила в отношении ЗАО "Кристалл" и его должностных лиц множество дел об административных нарушениях:
Нельзя останавливаться. Вперед и только вперед. Кто сегодня опоздает, тот завтра не догонит
Николай Ткачев
"Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, нарушение правил водопользования, осуществление деятельности, связанной с извлечением прибыли без лицензии". Выселковский районный суд мигом вынес решение о приостановлении производства на сахарном заводе – по причине загрязнения окружающей среды и, разумеется, несоблюдения правил техники безопасности на рабочих местах. А еще осенью, в самый сезон приема и обработки урожая, дороги к сахарному заводу перекрыли временные посты ГИБДД, не допускавшие туда грузовики со свеклой. Совет директоров компании "Русский сахар" поначалу даже обратился с воззванием о помощи к президенту Путину. Но, поняв, что это бесполезно, высказал готовность продать "Кристалл", "так как не дают нормально работать". Дальше уже дело техники: когда преуспевающий завод прогорел, его продали, новым владельцем стало ЗАО "Фирма "Агрокомплекс", председателем совета директоров которого был Николай Ткачев, отец губернатора края. Как заявлял Николай Иванович Ткачев, "нельзя останавливаться. Вперед и только вперед. Кто сегодня опоздает, тот завтра не догонит". Ныне эти слова отца министра и экс-губернатора в буквальном смысле занесены на скрижали – в учебную программу Выселковской школы №1.
Цапки и их "кураторы"
4 ноября 2010 года в станице Кущевской Краснодарского края в доме фермера Аметова были зверски убиты 12 человек, в том числе четыре ребенка, из которых один – годовалый младенец. Бойню учинили, по одной из версий, за отказ Аметова платить вымогателям. Людей резали и душили, по сути, на глазах у соседей. Резня шла долго, станичники не могли не слышать крики жертв, но никто не только не пришел на помощь, но даже не попытался вызвать милицию. Убийц, как выяснилось, в станице знали прекрасно: преступная группировка свыше 10 лет держала в состоянии смертельного страха два района.
Если вкратце, жила-была в районе банда, работавшая на семейство местных олигархов, лидером которой называли Сергея Цапка и его мать, Надежду Цапок, хозяйку фирмы "Артекс-Агро". Братья Николай (убит в 2002 году) и Сергей Цапки сколотили свою бандгруппу еще в 1990-х годах. Банда разрослась, окрепла и даже легализовалась – через мамину агрофирму. Фирма, в свою очередь, при полном непротивлении милиции, прокуратуры и ФСБ подмяла под себя с помощью банды другие хозяйства района. "Разделение труда" было почти идеальным: фирма "развивалась" и расширялась, а бандиты, которых числили охранниками входившего в агрохолдинг ЧОП "Центурион-плюс", занимались рэкетом и рейдерством, вынуждая окрестных фермеров отдавать свои наделы "мамаше Цапок". В архиве Радио Свобода сохранилось ее "последнее слово в суде". Запись 19 ноября 2012 года.
Форма скорби Столкновения в Черногории в ходе антиправительственной демонстрации Дом, который разрушил Асад Культ Личности. Ирина Хакамада "Рабы валютной ипотеки" Сирия Марши мира и российско-украинский диалог Узаконят пытки? Что обещал с "Валдая" Путин? Владимир Путин на сессии Международного клуба «Валдай» Евгений Ясин об экономических проблемах России
Немає коментарів:
Дописати коментар